История и продукция Курганского автобусного завода

Курганский автобусный завод (КАВЗ) во времена Советского Союза был ведущим производителем капотных автобусов малого класса на мировом рынке. Сейчас, после ряда реорганизаций и модернизаций, завод специализируется на производстве бескапотных автобусов среднего класса для пригородных, междугородних и городских маршрутов. Одним из ключевых направлений работы является сборка школьных автобусов, соответствующих строгим стандартам безопасности.

Капотные автобусы

Izobrazhenie-avtobusa-kavz-651
Автобус КАвЗ-651

История завода начинается в 1953 году, когда в Кургане было начато строительство машиностроительного предприятия, изначально предназначенного для производства военной техники и оборудования. Однако позже было принято решение о перепрофилировании завода в производство общественного транспорта, в результате чего он получил название «Курганский автобусный завод» (КАВЗ). 19 сентября 1958 года заводу было поручено организовать сборку автобусов на основе модели ПАЗ-651 Павловского автобусного завода, которая в свою очередь была основана на удлиненном шасси грузовика ГАЗ-51 Горьковского автомобильного завода.

Модификация КАВЗ-651 выпускалась до 1971 года в различных вариациях. Эти автобусы были просты в обслуживании и ремонте, надежны и обладали хорошей проходимостью. Их активно использовали в сельской местности, на предприятиях, для вахтовых работников и различных организаций, а также в качестве общественного транспорта в малых городах и крупных мегаполисах.

В 1971 году на конвейере Курганского автобусного завода появилась новая 21-местная модель — КАВЗ-865, которая была основана на более современном шасси ГАЗ-53-40 Горьковского автозавода. Эта модель отличалась от своего предшественника более просторным салоном, улучшенным дизайном, большей тяговитостью, надежностью и увеличенным интервалом между ремонтами. До сих пор эти автобусы можно увидеть на дорогах России и стран СНГ.

Труженики весом в четыре тонны могут развивать скорость до 90 км/ч, хотя рекомендуется не превышать 60 км/ч. Одним из основных недостатков является высокий расход топлива — 24 литра на 100 км. С другой стороны, в числе преимуществ можно отметить отапливаемый салон с мягкими и комфортными пассажирскими сиденьями. В 1975 году автобус прошел рестайлинг, в ходе которого были внесены небольшие технические изменения и обновлен внешний вид, включая замену круглых задних стоп-сигналов и фонарей на прямоугольные. Модель оказалась успешной и в том же году получила «Знак качества» СССР. В 1986 году были выпущены улучшенные модификации под названием КАВЗ-3270.

Автобус КАВЗ-865 стал символом Курганского автобусного завода, став самым массовым в мировой истории автомобилестроения. Завод ежегодно производил десятки тысяч этих автобусов, а 1989 год стал рекордным с выпуском 20 008 единиц. Популярность модели была обусловлена унификацией ходовой части с грузовиками ГАЗ-53-40, что облегчало поиск и замену запчастей, а также высокой проходимостью. Основными покупателями были совхозы, колхозы, вахтовые службы, госпредприятия.

В 1989 году Горьковский автозавод обновил модельный ряд, заменив устаревший ГАЗ-53 на ГАЗ-3307/3309. Курганский автобусный завод, в свою очередь, начал осваивать новое шасси и в том же году представил обновленную модель КАВЗ-3976, выпуск которой продолжался почти 10 лет. Этот 21-местный автобус оснащался 125-сильным мотором, соответствующим стандарту Евро-2.

Есть множество разновидностей Курганских автобусов:

  • для перевозки пассажиров;
  • грузопассажирские;
  • санитарные;
  • вахтовые;
  • автозаки;
  • катафалки.

КАВЗ в современной России

В 1993 году, после того как предприятие преобразовалось в ОАО «Курганский автобусный завод», была представлена новая модель — КАВЗ-39769. Она отличалась увеличенной колесной базой (с 3,7 до 4,5 метра) и большим количеством сидячих мест (с 21 до 28). Также была разработана 32-местная модификация КАВЗ-39769 на 5,4-метровой колесной базе, которая послужила основой для создания школьного автобуса на 34 места.

Izobrazhenie-beskapotnogo-avtobusa-kavz
Бескапотный автобус КАвЗ

КАВЗ стал первым в России, получившим лицензию на производство специализированных школьных автобусов. Но последующие годы оказались сложными для завода. Раньше основными покупателями были колхозы и совхозы, но после их исчезновения продажи значительно сократились. В течение некоторого времени завод продолжал выпускать капотные модели для вахт, но в 2007 году их производство было прекращено.

К началу 2000-х Курганский автобусный завод был на грани банкротства. Но в 2003 году он перешел под управление ГАЗ, что положительно сказалось на его работе. Завод модернизировали, обновили модельный ряд. Вместо устаревших капотных моделей стали выпускать современные бескапотные автобусы среднего класса «Аврора». В 2011 году начали устанавливать экологически чистые двигатели Cummins Евро-5.

Сейчас в рамках политики импортозамещения иностранные детали заменяются на отечественные. Например, тестируются новые двигатели Ярославского моторного завода. Автобусы КАВЗ можно увидеть по всей России и СНГ, они пользуются спросом и в Латинской Америке. За все время работы завод выпустил более 440 000 единиц техники, и его история продолжается.